April 11, 2013

Греческая политика к Mакедонии, 2

Греческая политика к Mакедонии во второй половине XIX-го и в начале XX-го века [Македонска библиотека] Ристо Поплазаров
Не смотря на этот неуспех, „Этери“, в сотрудничес­тве с королевским дворцом и армией, весной 1897-го года, выбросила в югозападную Македонию (Гребенский, Кожанский края) и в Серский край новые „четникские“ отряды- „андаров“, с конкретной задачей привлечь на себя вни­мание Турков и этим помочь вредрению греческой армии в турецкую территорию. После несколько первоначальных акций отрядов, турецкие войска быстро ликвидировали и эту „андарскую“ акцию и нанесли катастрофическое по­ражение греческой армии, так что Греция капитулировала. Поражение Греции в этой войне и ее экономическое изне­можение вызвало перелом в ее политики к Турции и спе­циально к Македонии. С тех пор Греция отказалась от идеи самой вести войну против Турции и подружилась с ней, как никогда перед тем. Одним из главных результатов гре­ческо-турецкой дружбы являлось (устное) соглашение о со­вместной борьбе против македонского национально-освобо­дительного движения, которое боролось за освобождение всех порабощенных масс. В рамках этого соглашения, Па­триархия и другие органы великогреческой пропаганды в Македонии приобрели новые привилегии и действовали не­законно, под покровительством или толерантностью турец­кой власти. По государственной линии, на высоком уро­вне, это выразилось в деятельности греческих консульств в Солониках, Битоле, Скопье, Сересе, Кавале и Элассоне (в северной Тессалии). Они превратились в какие-то военно­пропагандные штабы, из которых несколько десяток греческих офицеров, после 1903-го года, руководили акциями греческих „андарских“ отрядов и вообще великогреческой пропагандой. Приблизительно такую же роль сыграли и греческие митрополии, между которыми особенно выдви­гались: Костурская, Драмская, Битольская, Боденская, Гребенская и другие. Греческие учители работали и как „четникские“ инструкторы. Таким образом, с помощью или толерантностью турецких властей, дипломатические, церковные, школьские и опщинные греческие институции пре­творились в военно-пропагандные центры борьбы для за­душения освободительной революционной борьбы македонского народа. Еще от 1901-го года, некоторые митропо­литы, консульские чиновники и другие, организовали „андарские“ отряды, которые вели вооруженную борьбу про­тив македонских революционеров, принуждали патриар- [< стр. 280] хистов (и Греков из пограничных областей) отказаться от революционной деятельности; именно они и греческие власти (с 1902-го года (бойкотировали куплю оружия в Греции для македонских революционеров, преследовали революционерных деятелей, которые работали в Греции, или которые проезжали через нее и тому подобное. В то же время, секретарь греческого консульства в Битоле, Ион Драгумисс, работал над созданием одной греческой организации „с целью заменить“ внутреннюю македонскую организацию, для борьбы против революционного движения.
В июне 1903-го года, из Афин послали первый греческий отряд, который в течение Илинденского восстания, вместе с „андарским“ отрядом Вангела из края Сребрено, воевал против повстанцев. В течение Илинденского восстания, и после него, Патриархия и ее митрополии, как и другие великогреческие органы в Македонии, а также и официальная Греция, открыто оказывали услуги турецким по-работителям, а греческая дипломатия сопротивлялась каждому предложению внутренней македонской организации о каком бы то ни было административном (на пример — автономном) отделении Македонии. Органы великогреческой пропаганды в Македонии использовали создавшееся положение, чтобы нанести чем более чувствительный удар революционному движению и укрепить, и расширить свои собственные позиции. Для этой цели они употребляли разные средства и методы: убийства, предательства, взяточничество, потчинение крестьян Патриархии и пр. Эту деятельность (и ту, перед Илинденским восстанием) использовали такназываемые „верховисты“, и другие органы великоболгарской пропаганды, для антигреческих выпадов. Великогреческая пропаганда использовала эти выпады и великодержавное отношение болгарских правящих кругов к македонскому национально-освободительному движению, чтобы оправдать великогреческую интервенцию „четников“ в Македонии, после Илинденского восстания.
Еще с конца 1903-го года начались подготовления ор- ганизования великогреческой вооруженной пропаганды в Македонии. Имея в виду эту цель, Македонию посетила одна офицерская миссия Павлоса Меласса, который в югозападной Македонии попытался организовать движение „четников“ из местных жителей, прежде всего Греков в пограничных краях, но в этом не успел. В Афинах сформировали „Македонский комитет“ под председательством Д. Калапатакисса, который руководил „четниками-андарами“ из Битольского вилаета. В то же время началось отправле- [< стр. 281]  ние десятков греческих офицеров, которые, под руководством новоназначенного генерального консуля в Салониках, Ламороса Каромиласса, занялись организацией и руководством греческого андарского движения „четников“. Оно в начале имело две позиции: одни считали, что „четников“ нужно организовать из рядов местных жителей, а другие считали, что это нужно организовать со стороны греческого государства. Акции И. Драгумисса, Каравангелисса, П. Меласса и других, показали, что со стороны местных жителей нельзя надеятся чему либо более значительному. Поэтому, организацией „четников“ вполне занялось греческое государство. Оно ангажировало и сделало пригодным и большую часть пограничных станций, взяло на свой счет центры для формирования и подготовления „андарских“ отрядов, дало офицеров и много солдат — „добровольцев“, множество оружия и средств, большую сумму денег и все, что требовалось для проведения греческой вооруженной интервенции в Македонии. Для осуществления движения „четников“ — „андаров“ в Македонии, тратилось более двух милионов драхм ежегодно, непосредственно или посредственно, главным образом из государственного бюджета. И это доказывает, что „андарское“ движение является одним видом необъявленной партизанской войны греческого государства, направленной, прежде всего, против македонского народа и его национально-освободительного движения.

No comments: